Вторая часть интервью с детским автором Юлией Брыковой о не менее важных вопросах. О том, как смириться с тем, что ребёнок не хочет или не любит читать. И как можно просто довериться детям в выборе книг даже тогда, когда мы (родители) совсем не понимаем, что "там" интересного. О том, что не стоит настаивать на чтении русских сказок, потому что острой необходимости в этом просто нет - мир давно изменился и современные дети, как бы не банально это звучало, другие. И о том, как государство может сотрудничать с детскими авторами и помогать реальному развитию детской литературы.
Нелюбовь к книгам
Наверное, многие думают, что если родители любят читать книги, покупают или берут книги в библиотеке, читают сами, читают вслух своим детям с рождения и, наконец, пишут детские книги, их дети точно также обожают и слушать книги в раннем возрасте, и читать самостоятельно, когда подрастут. Но это не всегда так. К моему большому удивлению Юля открыла мне оборотную сторону жизни детского автора.
"Недавно мы с некоторыми детскими авторами сделали открытие, которое шокировало нас самих. Мы сапожники без сапог. Наши дети не любят читать. При том, что мы - детские авторы, которые изучают эту детскую литературу, интересуются, "выпрыгивают из штанов". А нашим детям это просто не надо. Для меня это какой-то шок. Я с этим столько бьюсь и тут вот такая оборотная сторона", - признаётся Юля. - "Но я перестала биться, потому что мой сын любит, когда я ему читаю. Пока он был маленький, я ему читала. Ему сейчас 10 лет. Ну, сколько ещё? 1-2 года, когда он вечером будет залезать ко мне под бок со словами "Мама, давай почитаем". И поэтому у меня ещё есть время для совместного чтения и для попыток увлечь его самостоятельным чтением."
Юля стала покупать книги якобы "для себя", но читать их вместе с сыном.
Современная жизнь и книги
Конечно, мне было очень интересно, какие книги Юля выбирает для совместного чтения с сыном и какие книги выбирает он сам. Оказалось всё просто. Юля выбирает то, что нравится ей. Артур выбирает то, что нравится ему. И Юля поддерживает этот выбор, чего бы это ей не стоило.
"Я - мама, которая была очень против Майнкрафта, но у меня произошла переоценка ценностей. Есть такая серия книг по компьютерной игре - "Дневники Стива, застрявшего в Майнкрафт". Там 14 томов. Артуру на день рождения подарили всю эту серию. И он прочитал полностью все книги, при том что ему было запрещено играть Minecraft... Ну, как запрещено? Я объясняла, что это плохо, что это для глупых," - рассказывает Юля. - "Но тем не менее в какой-то момент я осознала, что не могу и не хочу всё время бодаться с интересами собственного ребёнка. И вместо того чтобы противопоставлять себя, сделать врага, лучше стать союзником и тоже включится. И в очередной раз, когда Артур захотел поиграть в эту игру, я сказал ему "Слушай, ну покажи что там? Давай посмотрим вместе!" Всё-таки лучше быть союзником, чем человеком, который запрещает, ограничивает, и который потом станет врагом, и которому потом ребёнок не расскажет.
И как только я это для себя решила, сын начал читать. Пусть именно об этом герое, в контексте этой компьютерной игры, но он начал читать. Именно то, что ему понятно и интересно в данный момент. И чуть позже я вернула совместное чтение. Так вместе, просто взахлеб мы прочитали "Давай поедем в Уналашку" Анны Красильщик - замечательную книгу с абсолютно понятной современным детям историей".
Советские книги
Вот здесь началось самое интересное. Ведь многие детские книги, которые мы читали в детстве, нашим детям не понятны.
"90% тех терминов и понятий, которые используются в литературе советского времени, непонятны. Это не мир современного ребенка. Я, может и рада бы была, рассказать про этот мир сыну, но не в таком количестве. Нам Драгунского чтобы прочитать, нужно было постоянно искать и уточнять, что такое "прокомпостировать талон", что такое "талон", что такое "трамвай". При том, что мы живём в Москве и они как бы тут есть, но мы не ездим на трамваях. Вот нет у нас рядом такого маршрута. Что такое "проводной телефон"? И там было такое количество понятий, которые он вообще просто не понимает, и это каждую страничку. При том, что это замечательные, весёлые истории, которые он очень полюбил искренне, которые мы перечитали не раз, но мы постоянно искали расшифровки незнакомых слов и понятий," - делится Юля.
Учебники
"Я очень злилась на учебники. Например, по окружающему миру. Замечательные темы, но формат подачи оставляет желать лучшего. В итоге я стала подбирать к каждой теме современные детские научно-популярные книги и документальные фильмы, чтобы помочь сыну проникнуться этой темой, заинтересовать его и увлечь обучением этому предмету. На самом деле у меня есть мечта - чтобы учебными образовательными пособиями в школах были не скучные учебники, а стала современная нон-фикшн литература, которой сегодня на рынке огромное количество. И практически все эти книги великолепные с точки зрения ребенка," - считает Юля и я не могу не согласиться с ней.
"Я считаю, что нужно переделать. Да, это работа огромная, гигантская для Министерства образования. В настоящее время, конечно, учителя могут взять инициативу в свои руки и просто дополнять списки школьных учебников другой литературой, но они сильно загружены бюрократической системой... Для того, чтобы это делать, нужно этим жить, гореть, этим заниматься и изучать. Это делаем мы, авторы, это делают люди, которые интересуются книгами, книжные блогеры. Мы знаем, какие сейчас авторы есть на рынке, какие книги интересны, мы посмотрели, мы можем подсказать учителям наших детей. Но учителю начальных классов, который ведёт 5 предметов, имеет нагрузку в виде конкурсов, олимпиад, ГИА, ЕГЭ, физически не найти столько времени, чтобы пойти перечитать столько книг современных авторов детской литературы, чтобы составить самолично эту программу.
А если бы существовали, например, альтернативные списки литературы для летнего, зимнего чтения, было бы просто здорово! Чтобы любой учитель мог просто открыть, скачать, посмотреть и дать детям и родителям на выбор. Есть классика, которую знать надо, это очень важно, это наш культурный код. А есть произведения советской литературы, они учат доброму свету, но они написаны таким языком, который ребёнок уже не поймёт. Вот вам два списка и, пожалуйста, вот вы берёте что-то основное, а вот посмотрите, что еще сейчас почитать. Почитайте отзывы, выберите, и скомпилируйте своему ребёнку программу, которая ему будет интересна. Либо, в конце концов, спросите детей, покажите им обложки книг, прочитайте вместе аннотацию, и пусть ребёнок скажет - это я хочу, это мне интересно. Как у меня сын - мы читаем с ним аннотации, он смотрит картинки и говорит: "Я хочу это!" или "Я это не хочу!". Дайте детям свободу выбора."
Альтернативный список
Когда мы беседовали с Юлей на эту тему, за окном был конец весны и все школьники ждали списки книг для летнего чтения. Юля рассказала, как еще в прошлом году договорилась с учителем сына, что составит свой - альтернативный классическому - список литературы, чтобы у детей был выбор. Поделимся с вами этим списком.
"В таких списках я искала баланс между познавательным, развлекательным, трогательным, откровенно смешным. Включала в них произведения только современных российских и зарубежных авторов, старалась выискивать динамичные сюжеты, подбирала разные жанры: увлекательный нонфик, книги о вечных ценностях, но написанные современным языком и в контексте сегодняшнего времени, современные повести, истории, детективы реальные и с элементами сказки и фэнтези. Ну и конечно же, всегда добавляла парочку книг просто похохотать, - пишет Юля в своём Instagram @brykovabook. - Ниже список, где вперемешку идут все жанры. Он собран по крупицам, исходя из предпочтений моего младшего научного сотрудника, который не очень-то любит читать. Возрастная маркировка 7-12 очень условна и многое зависит от ребенка. Поэтому просто читайте аннотации и выбирайте, что может подойти вашим детям."
Список литературы для детей 7-12 лет от Юлии Брыковой
- «Мой друг Перси, Буффало Билл и я», «Чудаки и зануды», «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна», «Пусть танцуют белые медведи», «Беглецы», Ульф Старк
- «Дважды чемпион», Ульф Старк и Маркус Майалуома
- «Чай всегда в четыре», Элейн Конисбург
- «Банка со светлячками», «Стертый», Лиза Томпсон
- «Слезливый клуб», Йерде Виик
- «Тоня Глиммердал», Мария Парр
- «Норман», Камель Бенауда
- «Хвостоуны», Джулиан Клэри
- Серия «Джек Дэш», Софи Плауден
- Серия «Мифята», серия «Ветеринары», издательство «Пешком в историю»
- Серия «Простодурсен», Белсвик Руне
- Серия «Неандертальский мальчик», Мальмузи Лучано
- «Конрад, или ребенок из консервной банки», «Мыслитель действует», Кристине Нёстлингер
- «Всевидящее око», «Шепчущий лес», Таня дель Рио
- Серия «Дневник Стива», «Все секреты Minecraft», издательство «Бомбора»
- «Приключения кота-детектива», Фрауке Шойнеманн
- «Макс кот-детектив», Сара Тодд Тейлор
- «Детектив Флетчер», Антье Циллат, Ян Бирк
- «Давай поедем в Уналашку», Анна Красильщик
- «МРНЫ»,Дина Крупская
- «Тайник в художника», Тамара Михеева
- «Вилли», Нина Дашевская
- «Василькин Д. Седьмой отряд», «Всего одиннадцать», Виктория Ледерман
- «История северного круга», «Дом П», Юлия Кузнецова
- «Ба из долины прыгучих ручьев», Ксения Горбунова
- «Зверский детектив», Анна Старобинец
- «Война уз Детство», Юлия Брыкова, Кристина Кретова
- «Катя, папа и северный полюс», Галя Морелл
- «Почему бриллианты дороже воды», «От динозавра до компота»
- Серия «Чемодан историй», издательство «Вакоша»
- «Рико, Оскар и тени темнее тёмного», Андреас Штайнхёфель
- «Ларе ЛОЛ», Ибен Акерлие
- «Пустомеля и Балбес», «Дом роботов», Дом роботов. Пылесосы взбесились», Джеймс Паттерсон
Государство не выделяет детскую литературу как отдельную отрасль. А у нас детских - своя специфика, и как я теперь вижу, очень сильная. Здесь и налогообложение, и таможенный регламент, и льготное кредитование, и аренда для тех же книжных. И много чего ещё. И это просто по верхам. Я только недавно узнала, что за литературу в целом отвечает Министерство цифрового развития, связи и коммуникации. Всегда думала, что Минкульт, но нет. Зато Министерство культуры отвечает за библиотеки. А за книжные магазины отвечает Министерство торговли.
Мне эта ситуация сейчас напомнила басню Крылова «Лебедь, рак и щука». А было бы здорово, чтобы повозку с детской литературой везла тройка гнедых лошадей или один резвый конь! И летела бы она на больших скоростях! И для начала наши детские книги были бы доступны по цене покупателям во всех уголках страны.
Юля Брыкова @brykovabook
Государственная поддержка авторов и издательств
Безусловно, всё, о чём мы говорили с Юлей, невозможно реализовать без государственной поддержки. И очень важно, что об этом задумываются и авторы детских книг, и издательства, и даже сами родители.
"Есть ощущение, что сегодня существует некий разрыв между государством и детской литературой. Я считаю, что это две планеты, чьи орбиты должны пересекаться. У нас много хороших частных издательств, которые чувствуют рынок, знают, чего хотят читатели. Но при этом, многие книжные проекты, которые несут не только развлекательную, но и социальную, образовательную функцию, часто не могут быть изданными. Государство же всегда раньше отвечало за воспитательную функцию и начинается она с детства. Да и других проблем существует немало," - делится своими мыслями Юля. - "Я считаю, что пришло время реального диалога издателей детской литературы и государства, в котором интересы обоих сторон будут пересекаться. Многие проблемы отрасли благодаря диалогу можно было бы разрешить, прежде всего, на законодательном уровне. Например, таможенный регламент, который регулирует вёрстку детских книг, и по сути, не позволяет нам порой делать яркие и красивые книги, или нюансы налогообложения, которые не учитывают специфику отрасли именно детского книгоиздания. Уже это позволило бы сделать детскую книгу более доступной по цене для конечного потребителя в России, и дало возможность нашим книгам конкурировать на международном рынке. Вместе мы могли бы сделать большой шаг в развитии детской литературы как отдельной отрасли в нашей стране. И я мечтаю такой диалог наладить."
Беседовала Марина Хмыз
Фотографии предоставлены Юлией Брыковой