Сайт находится на доработке до 30 декабря 2022 года

Как реагирует мозг на чтение сказок?

Все мы слышали о пользе детского чтения, о том, как прекрасен мир сказок для каждого ребенка, о том, что голос мамы - самая красивая мелодия на свете. Но вот то, как "работает" сказка на уровне функционирования нашего мозга мало кто из нас знает. И в этой статье мы хотим еще раз убедить дорогого читателя в пользе детского чтения, но уже на другом, более научном уровне!

 

На самом деле тема книг уже давно не оставляет в покое ученых со всего мира. Книги меняют реальность, и это тот факт, который сподвигает их на новые исследования и на поиск новых доказательств. Особенно сегодня, в эпоху новых технологий, почти живых мультфильмов, планшетов и компьютерных игр. 

Профессор Джон Хаттон также не остался в стороне. Планируя свое масштабное исследование поведения мозга во время прочтения ребенку сказки, он на самом деле выделил три основных метода, которыми пользуются современные родители. Например, сказку можно прочитать, можно включить ребенку мультфильм, а можно дать прослушать аудиокнигу. Цель исследования - выявить, как реагирует мозг ребенка на каждый из этих методов.

 

В исследовании принимали участие 27 детей 4-х лет, которым были предложены три варианта знакомства со сказкой: аудиокнига; мультфильм; книга с картинками и озвучиванием текста. В процессе прослушивания / просмотра сказок все дети были подключены к функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), которая активно исследовала участки головного мозга и их взаимодействие друг с другом.

 

И вот что удалось узнать. В процессе прослушивания аудиосказки у детей наблюдалась активация речевого центра, но при этом взаимодействие было низким. То есть дети слышали сказку, но понять ее содержание им было сложно.

В процессе просмотра мультфильма активировались слуховая и зрительная зоны, однако коннективность продолжала быть низкой.

 

Сам Хаттон так комментирует эту особенность: «Работа речевых центров затруднялась. Мы трактуем это как то, что мультфильм делает всю работу за ребенка. Дети тратили большую часть энергии на то, чтобы просто понять, о чем идет речь в мультфильме». При этом понимание сюжетной линии было даже слабее, чем при прослушивании аудиосказки.

 

И только чтение сказки с иллюстрациями Хаттон прокомментировал как "в самый раз!". Дело в том, что именно на этом этапе исследования впервые ученые заметили хороший уровень активности всех областей мозга. В данном случае ребенок не просто прислушивается к словам мамы, но и сам участвует в познании сюжета, используя картинки в качестве подсказок. 

«Дайте им картинку, и им будет, над чем работать, - объясняет Хаттон. - Благодаря этому они тренируют “мышцы”, отвечающие за оживление картинок у них в голове. Тогда как при просмотре мультика сказочная история буквально сваливается на ребенка, и ему совсем не нужно трудиться».

 

Читая ребенку книги с иллюстрациями, мы активируем невидимую глазу, но невероятную важную работу мозга, его тренировку, которая впоследствии станет основной для легкой и успешной обработки любой другой информации. Заменяя книги мультфильмами, мы лишаем наших детей действительного важного этапа развития, без которого ребенку будет сложнее понимать слова и придавать им нужные смыслы. Сложность отсутствия этой практики впоследствии и делает из детей ярых противников чтения. 

«У детей в возрасте 3-5 лет области мозга, отвечающие за воображение и пассивный режим работы мозга, созревают позже, и для интеграции с остальными участками мозга им требуется практика, - объясняет Хаттон. - Избыточный просмотр мультфильмов может мешать этому процессу».

 

Также важно отметить, что в процессе исследования, знакомство детей со сказкой происходило без участия родителей, поэтому оно не учитывает положительное влияние эмоциональной привязанности с мамой и папой, которая уже сама по себе является сильным ресурсом для гармоничного развития.

 

Безусловно, мы не можем быть всегда рядом с детьми, так же как и не можем полностью оградить их от всех соблазнов современного мира, но, тем не менее, наше участие в развитии детей является определяющим. Поэтому так важно как можно чаще проводить с ребенком время, может лежа на диване, в теплых объятиях, с интересной книгой в руках. Но самое главное, что это тот самый редкий случай, когда приятное идеально сочетается с полезным.

 

Текст - Редакция "Я читаю дома"