Грустные сказки – вред или польза?

Есть в нашем сознании такие потаенные уголки, в которые очень часто нам не хочется заглядывать. Тот самый темный лес, в котором бывает страшно и грустно, и кажется порой, что однажды заглянув в него, выбраться будет очень сложно... Может быть поэтому мы так страстно защищаем  право наших детей не знать ни о чем страшном, печальном, ранимом? Давайте разберемся, стоит ли нам всеми силами создавать вокруг любимых чад иллюзорный мир волшебства или все же иногда нужно приоткрывать завесу тайны и показывать истинное лицо реальности?

 

Тема пугающего детского контента существует на просторах интернета довольно давно. Более того, группа "гиперответственных" родителей даже создала свой собственный список нежелательной литературы, в который, кстати говоря, попало огромное количество известных детских произведений, даже такой любимый нам  "Карлсон, который живет на крыше". Все это подкрепилось принятием ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". То есть теперь фильтрация всей информации становится делом государства, и мы вполне законно можем создавать вокруг своих детей шоу Трумана, которое обязательно когда-нибудь закончится. И остается главный вопрос - а что потом?

В чем сила книги?

 

Сложно противостоять мнению, что книга позволяет испытать жизненный опыт в более простом и щадящем режиме. Книга подает пример и учит справляться с различными жизненными обстоятельствами. Вспомните свои любимые детские сказки - в них есть бедность, есть болезнь, обида... а еще в них есть жизнь и мотивация к победе. Читая ребенку книгу с проблемой, задачей, мы открываем ему другие просторы. Само чтение такой книги говорит малышу - иногда бывает сложно, и грустно, и страшно, но все это можно исправить. Книга с грустью - это не только грусть, это еще и умение находить выход и не сдаваться. Так стоит ли лишать ребенка возможности узнать чуть больше этот мир, если мир сам обязательно рано или поздно о себе заявит? Хочется думать, что ответ очевиден. 

 

Что такое психологическая травма?

 

Так вот она, та самая грустная книжка, страшная книжка… Лежит себе на полке и одним своим присутствием отпугивает нас от чтения. А что если не так уж и страшен волк? Что же такое на самом деле "детская психологическая травма"? По мнению психологов, это травма, с которой психика человека не может совладать. Этот тот самый шок, который заставляет нас костенеть и останавливаться, впадать в депрессию и полностью менять свою картину мира. Психологическая травма возникает вследствие реальных физических и душевных страданий. В отличие от настоящей жизни, книга лишь готовит ребенка к сложным переживаниям. Она на примере других героев раскрывает тайну старости, бедности, страданий. Героев может быть и  очень жаль, они могут оставить после себя сильное впечатление, но травмировать - нет.

Что такое библиотерапия?

 

Далеко не везде так боятся сложной детской литературы. Например, в Америке довольно распространена библиотерапия, которая помогает ребенку справиться со своими страхами. Например, если малыш боится темноты или одиночества, ему можно (и нужно) прочитать детскую адаптированную сказку, в которой герой испытывает те же страхи, но успешно с ними справляется. Это самый щадящий способ показать малышу выход, открыть ему дверь в мир спокойствия и уверенности без каких либо нравоучений, запретов и прочих воспитательных методов. Просто прочтите книжку, обсудите ее, а на следующий день прочтите еще раз.

 

В чем польза грустных сказок?

 

Такое понятие как эмпатия возникает у ребенка в 4 или 5 лет. И эта реакция или модель поведения – сострадания, поддержки, понимания – появляется не сама по себе, она складывается из отношений в семье, из опыта общения с другими сверстниками и, конечно, из книг. Если перестать воспринимать грустные сказки как причину возникновения психологической травмы, то мы найдем в таких книгах прекрасную возможность расширить эмоциональный мир ребенка, научить его не только понимать свои эмоции, но и принимать их, научить его сострадать другим и не опускать руки, если больно или грустно. И это лучше реального опыта, который неожиданным шквалом можем обрушиться на тепличную психику малыша. Книжная подготовка – это фундамент, повышенная степень крепости и готовности.

 

Читайте детям книжки, даже грустные книжки. Ведь очень часто именно с помощью такой литературы ребенку открываются новые просторы, новое понимание и совершенно новое  умение – умение жить в том мире, который окружает нас в реальности.

 

Текст - Редакция "Я читаю дома"