"Дюймовочка" Х.К. Андерсена: квест или чтение?

Сказку о крохотной девочке Дюймовочке Ханс Кристиан Андерсен придумал в 1835 году, и вот уже почти 200 лет дети во всем мире с интересом следят за приключениями этой очаровательной малышки. Начало лета – самое подходящее время, чтобы прочитать или перечитать сказку «Дюймовочка» с детьми и обыграть ее в формате литературного квеста «Дневник Дюймовочки».

Книга "Дюймовочка" Г.Х. Андерсона, издательство "Малыш", 1990 (1986) год. Архив редакции "Я читаю дома"

Незаметно для малыша положите на подоконник письмо от Дюймовочки в виде цветочного лепестка или листочка.

 

«Я слышала, что есть такая страна, где никогда не бывает холодно. А еще там живут маленькие эльфы, так похожие на меня. Как бы мне хотелось хоть одним глазком взглянуть на эльфов и погреться под теплым солнышком этой далекой страны… Но я такая маленькая, вокруг меня подстерегают опасности, и вот уже несколько дней подряд отвратительная жаба забирается на подоконник и странно на меня смотрит. Боюсь, как бы она меня не съела…»

 

- Малыш, как ты думаешь, кто это написал? Что случилось? (пусть малыш расскажет, что, по его мнению, произошло). Думаю, ты прав, и это – страничка из дневника Дюймовочки. Наверное, жаба все-таки унесла ее в болотце у реки. Может быть, мы сможем помочь Дюймовочке отправиться в теплую страну? Но сначала нужно ее найти.

1. «Болотце»

 

В тазик складываем тину (мишуру, полиэтиленовые пакеты и т.п.) и наливаем немного воды. Если играете на даче, можно просто развести воду с песком до нужной консистенции. На дно складываем буквы от магнитной азбуки или вырезанные из пористой резины (прижимаем их камушками ко дну, чтобы не всплывали).

Ребенок вылавливает буквы и складывает из них слово «КУВШИНКА».

 

- Жаба отнесла Дюймовочку на середину реки на самый большой лист кувшинки!

2. «Лист кувшинки»

 

На полу раскладываем листы зеленой цветной бумаги, на обратной стороне одного и них пишем или рисуем подсказку «РЫБЫ». Ребенок должен пропрыгать по листам кувшинки и определить самый большой лист, на нем и будет подсказка. Усложнение: на листах пишем математические примеры, ребенок их решает и находит подсказку под листом с ответом – самым большим числом.

 

- В сказке Дюймовочке помогли рыбы (можно спросить ребенка, как именно рыбы помогли девочке). Они перегрызли стебель кувшинки, и Дюймовочка уплыла далеко от жабьего семейства. Но впереди ее поджидает еще много опасностей. Поплывем за ней. Но какой стебель теперь должны перегрызть рыбы? Думаю, у самого большого листа и стебель должен быть самый длинный.

3. «Рыбы»

 

Подсказку и несколько пустых листочков сворачиваем трубочкой, привязываем к ним нитки разной длины (4-5 штук) и выкладываем их извилистыми линиями на полу.  Задача ребенка сравнить длину нитей-стеблей, проходя по ним приставным шагом. На листочке, привязанном к самому длинному стеблю, загадка:

 

На полянке утром ранним

Приседает на цветок

И под солнышком порхает

Легкокрылый… (мотылёк)

 

- Мотылёк помог Дюймовочке плыть быстрее. Помнишь, она привязала его к листочку своим поясом. Но теперь его нужно обязательно освободить, иначе он погибнет. 

4. «Мотылёк»

 

Из листа пористой резины или картона вырезаем большого мотылька, маникюрными ножницами делаем 10 отверстий такого диаметра, чтобы проходил шнурок. Прикладываем получившееся «решето» к листу белой бумаги и пишем на нем через эти отверстия буквы М А Й С К И Й  Ж У К.

 

Вокруг и между этими буквами записываем на листе бумаги другие буквы, так чтобы без наложения бабочки прочитать слова было невозможно. Через отверстия в бабочке в хаотичном порядке с перекрещиваниями продеваем шнурок.

Ребенок должен распутать мотылька (расшнуровать шнуровку), затем приложить освободившегося мотылька к листу с буквами и прочитать подсказку.

 

- Майский жук унес Дюймовочку высоко на дерево. Скорее туда!

5. «Майский жук»

 

На спорткомплексе, на холодильнике, на других высоких точках в вашей квартире разложите кусочки подсказки. Например, можно изображение разрезать на 7 полосок, пронумеровать их и разложить по разным «деревьям». Ребенок должен найти и собрать все кусочки и сложить их в правильном порядке, чтобы получить картинку-подсказку. Подсказкой может быть рисунок банки с крупой или, например, схематичный план вашей квартиры с указанием на нем места, где вы храните крупу.

 

 - След Дюймовочки ведет нас в кладовую полевой мыши.

 

6. «Полевая мышь»

 

В банке с крупой находим листочек из дневника Дюймовочки.

 

«У полевой мыши мне жилось сытно и тепло, вот только солнышка я почти не видела. Мышь заставляла меня сказки ей рассказывать - тогда только отпускала меня из норки ненадолго. Запишу здесь сказку, чтобы рассказать мыши в следующий раз …

 

Далее вставляем отрывок любой знакомой малышу сказки и добавляем в него неправильные слова. Ребенок должен найти эти слова и из их первых букв составить слово-подсказку. Например, "Жила-была коза с бобрятками. Каждое утро уходила коза в аптеку есть траву ледяную, пить воду кипяченую. Как только уйдет — козлятки запрут окошко и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится носочками в дверь и запоёт…"

7. «Кротовые норы»

 

На балконной двери находим печатный лабиринт - любой лабиринт по возрасту ребенка, на входе в лабиринт наклеиваем картинку или рисуем девочку Дюймовочку, на выходе – ласточку.

 

По ходу правильного движения по лабиринту пишем буквы слова-подсказки, например, «ПОДУШКА». В неправильных ответвлениях лабиринта пишем другие буквы вперемешку. Ребенок проходит лабиринт, читая буквы подсказки.

 

Под подушкой ребенок находит листок от Дюймовочки:

 

«Спасибо, что помог мне пройти лабиринт кротовых нор, благодаря тебе я выбралась из-под земли, и ласточка унесла меня в теплую страну, где я найду друзей и буду счастлива»

 

По желанию Дюймовочка может оставить для малыша маленький подарок - раскраску с цветочными мотивами, энциклопедию о птицах или растениях, цветочный мед и т.д. 

Автор текста и заданий - Марина Суздалева

 

Фото - Редакция "Я читаю дома"