Детский писатель Анна Битько: о своих книгах про собак, о любимых изданиях и семейном чтении

С Анной Битько мы познакомились на моем курсе "Дети любят книги". Для меня было и остается большой честью и большой ответственностью участие детского писателя в программе для родителей. Но Анна - очень чуткий и очень глубокий человек. Она очень хорошо разбирается не просто в детской литературе, но и в вопросах семейного чтения - у Анны двое детей 5-ти лет и собственный проект "Дом с книгами". Так мы решили побеседовать уже за рамками курса и обсудили все важные вопросы.

Путь писателя

- Как так получилось, что Вы стали писателем? 

 

Идея появилась, когда я приобрела очередную книжную новинку о выдающихся псах, и из отечественных там обнаружилась Лайка, кажется, что-то вскользь про Белку и Стрелку, ну, и пара строк про Павлова. Остальной объём занимали истории про собак дальних краёв, преимущественно западных. Издание было переводное, так что, как говорится, и на том спасибо, но очень уж мне захотелось, чтоб появилась классная, познавательная книга о соседстве, дружбе и службе собаки и человека, но про нашу жизнь, нашей страны. Пришлось её написать! Так появилась моя первая книга "Собака рядом. Мини-энциклопедия о собачьей службе и дружбе".

«Собака рядом» – воплощение моей идеи о книге, где рассказывается, как собаки помогают людям, именно с акцентом на отечественные практики. Псовая охота, эксперименты Павлова, освоение космоса, служба. Много примеров, фактов, историй именно «про Россию».

 

- А что скажите про книгу "Пограничник с собакой"?

 

«Пограничник с собакой» для меня особенная, важная в личном плане. Мои папа и дедушка были пограничниками, я родилась в Средней Азии. Книга – попытка выразить моё отношение к пограничникам: восхищение, уважение. Такая… ода, если прибегнуть к пафосным эпитетам.

 

Ну, а если без пафоса и поконкретнее… Простая мысль - пограничники всегда на линии "своё-чужое". На страже в любое время. И вот в этом пространстве рядом с ними есть напарник, друг. Каково это – работать с собакой, довериться ей? Это же партнёрство совершенно особого рода. Магия.

 

Эта книга о том, как зарождалась и развивалась эта служба, что такое «человеколюбивые подвиги», как помогали пограничные собаки в военное и мирное время, что они умеют сегодня и как их этому учат. Ведь история службы собак на рубежах Отечества насчитывает более 125 лет. Собака — преданный друг и надёжный помощник человека. Именно собаки издавна помогали людям передвигаться, охотиться, совершать научные открытия. А ещё — защищать Родину. 

- Как выбираете и находите издателей? Что важно в этом процессе для Вас как для писателя?

 

Здесь у меня не самый обширный опыт. «Собака рядом» понравилась издательству "БХВ-Петербург", мы заключили договор и начали работу. Я очень благодарна им за поддержку, книга издана великолепно.

 

А «Пограничника» издала самостоятельно, в плане работы с художником, верстки. С печатью и распространением помогло издательство «Перо».

 

- Как выбирали иллюстраторов для своих книг?

 

Опять же, книгой «Собака рядом» полностью занимались опытные сотрудники BHV – был найден иллюстратор, им стала Анна Линдер. Анна придумала компанию персонажей: девочку, мальчика, пёсика. При этом ей нужно было большую работу проделать: изучить особенности пород, вникнуть в очень многие вопросы, чтобы изобразить ту же схему формирования условного рефлекса, например. И всё получилось здорово – информативно и забавно.

 

Для пограничной книжки я сама нашла художника – Веру Глотову, пробная иллюстрация сразу оказалась такой, как я представляла себе. Я очень беспокоилась, но Вера меня как-то успокоила, в итоге прекрасно всё вышло – у нас там и природа разнообразная на рисунках, и сюжетные композиции, и, конечно, собаки замечательные. Вера много работала с источниками, чтобы учесть все нюансы по изображению формы, артефактов. Получились очень живые и тёплые акварельные иллюстрации.

Семейное чтение 

- Анна, у Вас двое детей. Любят ли они книги? 

 

Да, сын и дочь 5-ти лет. Оба любят слушать, всё околокнижное у нас теперь происходит, как и у большинства, наверное – вечером, перед сном.

 

- Как Вы выбираете для них книги? 

 

Если глобально – или пытаюсь угадать, что им понравится, или покупаю, так как нравится мне (или кажется полезным).

 

- Как у вас дома устроено чтение? Кто, когда, как читает детям? Есть ли книжные традиции?

 

Детям читаю и я, и наш папа. Малыши ходят в детский сад, поэтому читаем вечерами. А традиций особых и нет. Разве что один из подарков на каждый праздник – книга. И не отказываю им, если хотят какие-то книжки купить в магазине(обычно в «Детском мире»).

 

- Ходите ли вы вместе с детьми в библиотеки и книжные магазины?

 

В библиотеки не ходим. Как-то не сложилось. У нас дома много книг. Пару раз были в одной московской библиотеке на детских представлениях. В книжных магазинах бываем тоже нечасто.

 

Недавно отдыхали в Алуште, я показывала детям свои любимые места города и, конечно, мимо книжного магазина пройти не могли. Они там сразу радостно оседлали игрушечную лошадь – я ещё подумала, здорово, позаботились о маленьких, поставили игрушку-попрыгушку. Хорошее настроение, общение со спокойными, не задёрганными продавцами. В итоге – довольные дети с самостоятельными покупками.

Фотографии предоставлены Анной Битько

- Какие книги у Ваших детей самые любимые сейчас? Какие нравились раньше?

 

Вечный хит – это «Чик и Брики». Любили и любят, когда папа читает им советскую классику. Например, Маршака –  «Хороший день», Михалкова – про упрямого Фому, сейчас – рассказы Носова. Муж это очень творчески делает, дети в восторге.

 

Нравились «Штука-дрюка» (издательства "Мелик-Пашаев"), «Дело в шляпе» (издательства "Машины творения").

 

Ещё мы потихоньку начали читать «Капитанскую дочку». И им непритворно хочется продолжения каждый вечер. Конечно, объясняю много, но они уже понимают больше, чем я ожидаю. Растут… Специально было куплено издание в «лабиринтовской» серии «Книга + Эпоха» со множеством иллюстраций, комментариев. Искренне советую (нюанс один – высокая цена).

- А у Вас есть любимые современные детские книги?

 

Мы сейчас как раз читаем «Истории северного неба. Сказки народов Сибири и Дальнего Востока о созвездиях» Марины Бабанской. Книга удивительная, равнодушным никого не оставит, оформление завораживает, сказки глубокие, непростые.

 

Очень мне нравятся несколько книг издательства "Бином детства" – советские стихи (Екатерина Серова, Зинаида Александрова, Мария Клокова) с иллюстрациями современного художника Татьяны Сытой. Рисунки волшебные!

 

Из познавательных – у изд. «Пятый Рим» есть серия о Великой Отечественной войне. Вышли «Победа», «Блокада Ленинграда» и – вот совсем свежая – «Курская битва».

- Помните свои детские книги? Какие были любимыми?

 

Читала всё, что было в библиотеке домашней: меня рано научили читать, годика в три, и не контролировали никогда.

 

Из малышковых книг привязанностей почти не помню, разве что Яков Тайц «Кубик на кубик» и истории про Пифа.

 

Очень любила «Оруженосец Кашка» Крапивина, «Кортик» и «Бронзовую птицу» Рыбакова, а самая моя любимая книга с детства и по сей день – «Повесть о Ходже Насреддине» Соловьёва.

Любовь к чтению

- Как Вы считаете, почему некоторые дети не любят читать книги?

 

Кому-то отбили охоту, у кого-то нет склонности.

 

- Как, на Ваш взгляд, можно помочь детям полюбить книги и чтение? Какую роль в этом играют семейные традиции и, в частности, родители?

 

Думаю, главную! Нужен наставник, и хорошо, если им становится кто-то близкий. Как помочь? Сделать так, чтобы книга была естественной частью мира с совсем раннего возраста, условно с годика. Сначала это книжки-игрушки, потом книжки с окошками, например, первые наклейки. Потом важно подбирать книги по возрасту и интересам. Находить время вместе провести за книгой, пусть 5-15 минут. Эмоционально какие-то детские стихи почитать, погрустить, посмеяться.  

 

- Как думаете, насколько сильно нужно родителям стараться, чтобы ребенок полюбил читать книги и прямо читал, и читал их? Это, правда, суперважно и супернужно в современном мире? Или всё-таки «не надо перегибать палку»?

 

Любой ресурс важен, книги с раннего возраста (слушание, потом чтение) многое дают, как ни крути. Но, если не сложилось, давление ни к чему.

Дом с книгами

- Расскажите, пожалуйста, о своем проекте «Дом с книгами»? 

 

Так я назвала свой блог, имея в виду разные темы внутри него (мои книги, книжные обзоры, записи о советских книжках про пограничников – собираю коллекцию) и оффлайн-сторону: свои встречи-занятия, где рассказываю про историю пограничной кинологии.

 

Кстати, если кто-то из читателей Вашего канала захочет, чтобы я провела такое занятие для детей в «его» классе/библиотеке/детском клубе, можно мне написать об этом здесь. Это бесплатно, разумеется, но поэтому, увы, актуально только для Москвы. Мы с некоторыми библиотеками уже договорились о такой встрече, но я буду рада новым желающим.

 

 

Беседовала Марина Хмыз