Ещё три года назад, когда "Я читаю дома" только-только появился и я ещё не знала, как организовать работу блога в Instagram, у Анны Федуловой в @bookafisha во всю выходили обзоры детских книг, и я часто заглядывала туда, чтобы сориентироваться в мире, который для меня только-только открывался. Заглядывала и восхищалась. А потом читала разные интервью с Анной и снова восхищалась. Тем, как она пишет о книгах, как бережно относится к ним, насколько хорошо она в них разбирается. А в прошлом году увидела её первую книгу «Мишки празднуют Новый год» из серии «Мишки знают всё!» издательства «Альпина. Дети», а затем стали появляться ещё и ещё детские книги Анны Федуловой. И вновь восхищение. И огромное желание познакомиться с Анной и поговорить о её миссии (не побоюсь этого слова!) в развитии современной детской литературы. И мы знаем, что когда чего-то искренне желаешь, оно сбудется.
Итак, представляем вашему вниманию интервью с детским автором, педагогом, колумнистом родительских медиа, волонтёром и специалистом по раннему и физическому развитию детей - Анной Федуловой.
Писатель и автор — это немного разные вещи. Писатель – профессия. Автор – человек с большой фантазией. Существует множество писательских сообществ, где писатели обмениваются опытом и знаниями. Автор же чаще всего сам за себя. Сам ищет издателей, сам общается с иллюстратором. То есть, не все авторы обязаны быть профессиональными писателями.
ПУТЬ ПИСАТЕЛЯ
По профессии Вы – педагог, учитель физкультуры. Расскажите, пожалуйста, как Вы стали детским писателем?
Если вернуться в детство и посмотреть на меня, сидящую за школьной партой, то думаю, что окружающие откровенно рассмеялись бы, услышав о том, что Аня Федулова будет писать книги. По крайней мере никаких намёков на это тогда не было. Поэтому говорить о моих врождённых способностях или удачных генах как минимум глупо. В то же время среди действительно талантливых и успешных людей очень мало тех, у кого талант открылся в столь юном возрасте. Как говорят специалисты, успех – это 99 % работы и 1 % везения.
Теперь касательно детских писателей. Думаю, что многие со мной согласятся в том, что писатель и автор — это немного разные вещи. Писатель – профессия. Автор – человек с большой фантазией. Существует множество писательских сообществ, где писатели обмениваются опытом и знаниями. Автор же чаще всего сам за себя. Сам ищет издателей, сам общается с иллюстратором. То есть, не все авторы обязаны быть профессиональными писателями.
Почему стала писать для детей? Ну, имея такой богатый родительский опыт сложно прийти к чему-то обратному. Я знаю детские привычки, знаю то, чем детей можно увлечь, я понимаю, как должна выглядеть идеальная книга для малышей. Вращаясь среди детей и книг вот уже почти 12 лет волей-неволей начнёшь создавать второе для первых.
А думали ли Вы о написании художественной книги для взрослых?
Нет, не думала. Потому что это должна быть большая книга. А писать много и долго я никогда не смогу.
Какую книгу Вы написали самой первой и как родилась её идея?
Моим книжным первенцем была книга «Мишки празднуют Новый год» из серии «Мишки знают всё!». Она вышла в издательстве «Альпина Дети» в сентябре 2020. Именно в ней мишки встречаются и узнают о себе и окружающем мире много нового. А сама идея её написания пришла аккурат 1 января того же года. Неожиданно, даже молниеносно. Я проснулась в 5 утра с пониманием того, что в голове зреет текст про медведей со всего света, которые не прочь как следует погулять и повеселиться. Вот такой новогодний подарочек!
Я не вписываюсь в рамки классического писателя. У меня нет писательских планов, горящих заказов и расписанных на два года вперёд договоров. Моя жизнь – сплошная беготня. Это и работа мамой, и огромное количество идей, связанных с благотворительностью, и семейная логистика, и домашнее обучение детей и профессиональное ориентирование себя. И хорошо, если в весь этот хоровод удаётся запихнуть новый текстик. И ещё лучше, если потом удастся его пристроить издателю. Но жизнь бьёт ключом. И сделать так, как нам хочется, получается не всегда.
Над какими книгами Вы работаете сейчас?
Весь секрет в том, что я не вписываюсь в рамки классического писателя. У меня нет писательских планов, горящих заказов и расписанных на два года вперёд договоров. Моя жизнь – сплошная беготня. Это и работа мамой, и огромное количество идей, связанных с благотворительностью, и семейная логистика, и домашнее обучение детей и профессиональное ориентирование себя. И хорошо, если в весь этот хоровод удаётся запихнуть новый текстик. И ещё лучше, если потом удастся его пристроить издателю. Но жизнь бьёт ключом. И сделать так, как нам хочется, получается не всегда.
На данный момент у меня есть несколько не пристроенных историй, придуманных и записанных в начале этого года. Они, как и вообще все мои книги, ориентированы на ребят в возрасте от 1 до 8 лет. С их помощью дети поймут почему настоящая дружба встречается не так уж часто; убедятся, что гендерные стереотипы – дичайший рудимент, от которого давно пора избавляться; выучат несколько смешных стихотворений-песенок и, конечно же, порадуются своим любимым праздникам.
Как Вы выбираете иллюстраторов для своих книг? Интересен процесс. Некоторые писатели устраивают конкурсы для иллюстраторов в социальных сетях. Что Вы думаете об этом?
Действительно, тандем писателя и иллюстратора очень важен. Не побоюсь преувеличения — это ровно половина успеха.
Для своих первых книг художников я подбирала самостоятельно. Наталья Мошкова, Юлия Гончарова, Дарья Беклемешева, Оля Бадулина и Софья Сабурова - теперь мои друзья по жизни. Вместе мы выбирали формат изданий, стиль рисования, образы героев. Художники сверяли со мной каждый эскиз и готовый разворот. На момент старта для меня это было очень важно. Подобно вынашиванию детей. Ты наблюдаешь, чувствуешь, участвуешь в процессе.
Сейчас же большинство книг рисуется без моего активного участия. Но всё же не бесконтрольно. Изначально прошу редакторов согласовывать со мной кандидатуру иллюстратора. Если всё хорошо, то держу связь с художником на уровне наблюдателя с правом голоса.
Конкурсов для иллюстраторов ещё не делала. Наверное, пока не доросла до этого. Слишком высокая честь и ответственность.
Издатели, как и любые другие работодатели, приходят сами в исключительных случаях. В нашей стране соискательский спрос никогда не будет равен предложению. На это очень много причин. Такое правило распространяется не только на новичков. Даже такие звёзды, как Ирина Зартайская, Кристина Кретова, Елена Ульева ищут своего издателя самостоятельно. Что уж говорить об авторке, которая однажды проснулась и поняла, что вчера случайно написала свою первую детскую книгу. Это был шок для меня самой.
Как Вы выбираете и находите издателей? Или они сами Вас находят? Что важно в этом процессе для Вас как для писателя? Какие детские издательства у Вас лично вызывают доверие? Почему?
Издатели, как и любые другие работодатели, приходят сами в исключительных случаях. В нашей стране соискательский спрос никогда не будет равен предложению. На это очень много причин. Такое правило распространяется не только на новичков. Даже такие звёзды, как Ирина Зартайская, Кристина Кретова, Елена Ульева ищут своего издателя самостоятельно. Что уж говорить об авторке, которая однажды проснулась и поняла, что вчера случайно написала свою первую детскую книгу. Это был шок для меня самой.
При всём при этом, опыт написания текстов у меня уже был. В 2011 году я издала четыре обалденные книги для родителей - методички с упражнениями для беременных и новорожденных. Но создание историй для детей было в новинку.
Сегодня я сотрудничаю со многими ведущими издательствами России. С теми, кто идёт на контакт и уважителен к авторскому слову. Среди них: «Альпина Дети», «Стрекоза», «Питер Детство», «Феникс Премьер», «Редкая птица», «Проф Пресс». Именно с их редакторами нашёлся общий язык и точки соприкосновения.
Хотелось ли вам когда-либо стать издателем?
О, да! Хотелось и до сих пор хочется. И даже не только мысленно. Как минимум два раза мы обсуждали это с Татьяной Князевой, отличным специалистом и знатоком книжного продвижения. Также я не раз поднимала этот вопрос в многочисленных переписках с Ирой Зартайской и Кристиной Кретовой. А когда брала интервью у руководителей маленьких издательств, то, конечно же, спрашивала их о том, каково это вкладывать все свои деньги и силы в издательский бизнес. Их ответы меня не удивляли. Я знаю, что издавать книги в России - неблагодарный труд. Но быть может когда-нибудь я на него и решусь.
Со стороны государства очень важно поддерживать маленьких издателей. Тех самых, которые работают над одной книгой полгода. Вкладывая в неё не только свои деньги, но и опыт, душу, и сердце. Именно у таких людей получаются самые яркие и душевные книги.
Что Вы думаете о современной детской литературе в России в целом как об отрасли? Вам нравится, как она развивается? Что, на Ваш взгляд, требует большего внимания со стороны издателей?
На выбор издателей влияет сейчас очень многое. Состояние экономики, политический строй, эпидемиологическая обстановка, народные волнения и многое другое. Ведь книга не есть товар первой необходимости. Книгу на хлеб не намажешь. Поэтому российские издатели очень уязвимы. В то же время, чтение книг — это некий культурный код. И я сейчас не о том, что книги облагораживают. Я о том, что читающая среда — это всё-таки отдельная каста. Детей, которым читают с самого детства видно сразу. У них более широкий кругозор и ощутимый словарный запас. Со временем читающие дети будут стремиться к себе подобным. Образуя тем самым новые подкасты, создавая свои каналы, сообщества, группы. И это очень хорошо. Положительный интерес всегда на пользу. Поэтому основная задача издателя охватить сразу две огромнейшие целевые аудитории. Родителей и детей.
Что требует большего внимания? Наверное, всё. И способы подачи информации о книгах, и работа с авторами и иллюстраторами, и контакт с читателями, и всевозможная коллаборация с медийщиками. Всё это даёт большую отдачу. А со стороны государства очень важно поддерживать маленьких издателей. Тех самых, которые работают над одной книгой полгода. Вкладывая в неё не только свои деньги, но и опыт, душу, и сердце. Именно у таких людей получаются самые яркие и душевные книги. И именно этим издателям тяжелее всего выживать среди акул и "мегалодонов".
ЧИТАТЕЛИ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Вы общаетесь со своими читателями? Многие авторы лично встречаются с читателями – в библиотеках, в книжных магазинах, на книжных выставках. Как у Вас складывается эта часть жизни?
Опять же, очная встреча с читателями - одна из обязанностей классического писателя. Это неотъемлемая часть его профессиональной деятельности. У меня же на личные встречи нет ни сил, ни времени. Ведь любое очное общение очень энергоёмкое. Кроме того, в моей голове могут умещаться и реализовываться десятки задач. Например, в этом году я усилила свою волонтёрскую деятельность. Возобновила сотрудничество с любимыми фондами, начала несколько совместных проектов. Как говорит мой супруг, если бы твои фантазия и возможности совпали, мир бы узнал о тебе раньше, чем я.
Тем не менее контакт с читателями, конечно же, есть. Во-первых, я веду авторские колонки и блоги. Колонки на родительских порталах «НЭН» и «Летидор», а блоги «Дети и Книги» на платформах «Яндекс.Дзен» и «Инстаграм». И там и там хороший "выхлоп". В них я рассказываю подписчикам не только о себе и своих книгах, но и о других авторах, издателях и их произведениях. Во-вторых, я активно общаюсь с несколькими букблогерами: отвечаю на комментарии к постам, скидываю ссылки в директ, отправляю книги на обзоры; участвую в презентациях, делаю информационные рассылки руководителям библиотек, магазинов и обозревателям.
О Ваших книгах оставляют отзывы как родители, так и блогеры. Как Вы реагируете на неприятные отзывы? Чего Вы ожидаете от своих читателей? Чем они могли бы Вас порадовать?
Давайте начнём с конца. Мне кажется, что всё совсем наоборот. Радовать должен автор, а ожидать - читатели. Недаром же автор пишет, а читатели читают. Надеюсь, что мне и моим поклонникам это взаимно удаётся.
А по поводу отзывов буду честной и краткой. На данный момент я к ним не очень внимательна. Просматриваю лишь те публикации, в которых меня отмечают. И да, я не считаю правильным писать плохой отзыв, ведь любое мнение о художественной книге субъективно. Не нравится - не читай.
Важно быть понятой и признанной в узком кругу близких по духу людей. И мне здесь однозначно повезло. Мои творческие друзья и соратники не только настоящие профессионалы, но и преданные товарищи.
ДРУЖБА С ДРУГИМИ АВТОРАМИ
Важно ли для Вас сотрудничество с другими авторами? Дружите ли Вы с кем-то из современных писателей?
Да, для меня это важно. Важно быть понятой и признанной в узком кругу близких по духу людей. И мне здесь однозначно повезло. Мои творческие друзья и соратники не только настоящие профессионалы, но и преданные товарищи.
Например, с их помощью мне удалось организовать акцию «Детские авторы в помощь детям». Каждый месяц мы помогаем разным благотворительным фондам, работающих во благо детей и их родителей. В мае мы помогли фонду «Измени одну жизнь». В июне планируем помочь фонду «Синдром любви (Даунсайд Ап)». В мае в моей команде было 11 авторов. А в июне будет уже 17! И это прекрасно. Я очень рада, что мои друзья и коллеги поддержали моё начинание, воодушевились правильными идеями и не побоялись превратить тихое добро в заразительный пример.
В акции «Детские авторы в помощь детям» участвуют:
- Анна Федулова
- Ирина Зартайская
- Кристина Кретова
- Екатерина Земляничкина
- Марина Тараненко
- Павел Линицкий
- Ольга Вербицкая
- Елена Ульева
- Евгения Русинова
- Юлия Брыкова
- Александра Хворост
- Анна Кутявина
- Анна Купырина
- Надежда Форостян
- Евгения Бахурова
- Ксения Горбунова
- Татьяна Григорьян
СЕМЬЯ И ЧТЕНИЕ
У вас пятеро детей. Они все любят книги, любят читать? Как Вы выбираете книги своим детям или они сами выбирают? Какие книги у ваших детей самые любимая сейчас?
Да, сейчас у нас пятеро детей. Старшему 12 лет, младшему скоро 3 года. И они обычные дети со своими детскими тараканами. Но читаем всем без разбора. В зависимости от пристрастий и увлечений. Лет до 7-8 книги беру сама, далее отправляю на сайт книжного магазина или выставку и прошу делать самостоятельный выбор. Корзину почти не фильтрую. Удаляю лишь самое бякостное. А ещё могу заменить выбранное издание на аналогичное лучшего качества.
Разнообразие вкусов огромное. У старших в почёте книги по биологии, географии и истории, комиксы и графические романы, рассказы о войне, реалистичный научпоп. У средних и младших - самые разные книжки картинки, сборники стихов, детские энциклопедии, адаптированные истории по мультикам. Дома огромная библиотека. Ещё у нас в ходу аудиокниги. Вообще не понимаю, как люди живут без Литреса. Это же такой кладезь знаний. А вот к электронному формату книг пока не готовы. Читать с экрана очень сложно.
Как у Вас в семье устроено чтение с младшими детьми, которые еще не умеют сами читать?
Читаем, когда есть возможность. Обычно это тихое дневное и вечернее время. Читаем сами или с участием старших детей. Ведь все дети учатся дома, не тратя время на дорогу и школьные отработки. Поэтому многое успевают. Узнавать новое для них приятность, а не обязаловка.
Ходите ли Вы вместе с детьми в библиотеки и книжные магазины?
Библиотека у нас своя. Книжные магазины (также, как и вещевые и продуктовые) только онлайн. С удовольствием ходим на книжные выставки и салоны. По крайней мере ходили до пандемии.
Мнение о художественной литературе очень субъективно. Пока не прочитаешь сам - не поймёшь, что к чему. А ещё советская история не настолько ветхая, чтобы проводить такую жирную черту между было и стало. Дети советского и современного периодов хоть и отличаются, но всё же не столь радикально. Поэтому не вижу причин лишать малышей хорошего чтения. Кроме того, есть такие сегменты, где заменить «советщину» практически нечем.
Как Вы считаете, нужно ли читать современным детям советские книги? Что, на Ваш взгляд, в них есть полезное для современного ребенка, а что – даже вредное?
И тогда и сейчас были хорошие и плохие книги. Но, как я уже говорила выше, мнение о художественной литературе очень субъективно. Пока не прочитаешь сам, не что к чему поймёшь. А ещё советская история не настолько ветхая, чтобы проводить такую жирную черту между было и стало. Дети советского и современного периодов хоть и отличаются, но всё же не столь радикально. Поэтому не вижу причин лишать малышей хорошего чтения. Кроме того, есть такие сегменты, где заменить «советщину» практически нечем.
Например, стихи и сказки Агнии Барто, Эммы Мошковской, Ирины Токмаковой, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Генриха Сапгира, Владимира Маяковского, Романа Сефа, Владимира Сутеева, Михаила Пляцковского, Сергея Козлова, Геннадия Цыферова, Юрия Коваля, Бориса Заходера... Чем они плохи? Да и среди прозы есть реально бессмертные произведения: рассказы Николая Носова и Виктора Драгунского, сказки Александра Волкова и Валентина Постникова, повести и заметки Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Николая Сладкова, Святослава Сахарнова... Почему мы должны забывать их? А ещё нестареющие рассказы о пионерах-героях, жизненные повести о войне, познавательные книги о путешествиях, знаменитые почемучки и отчевочки... Они-то чем не угодили? Современных авторов не так уж и много. Места всем хватит: и молодым и заслуженным.
Но, предвидя негодование критиков, оговорюсь, что и советскую и современную литературу необходимо фильтровать. И там и там есть перегибы. Например, в советских книгах мы часто встречаем шлепки и побои, пренебрежение эмоциями и чувствами, словесные унижения и восхваление возрастной мудрости. Сейчас это, конечно, недопустимо. И если, хоть что-то из перечисленного встречается в тексте, необходимо вносить пояснения, объяснять, что для того времени это было общепринятым, что люди становятся мудрее не с возрастом, а с саморазвитием, что гендерные стереотипы и беспрекословное подчинение остались под серпом и молотом. У современников же много фривольности – жаргон, ругательства, искажение фактов или слишком сложные и не понятные для ребят темы. Поэтому здесь тоже нужно быть начеку.
По поводу не читающих детей скажу следующее: разгрузите детей от уроков и отправьте в книжный или библиотеку. И всё мгновенно изменится!
ЧТЕНИЕ И ДЕТИ
Как Вы считаете, почему некоторые дети не хотят читать книги? И насколько сильно нужно родителям стараться, чтобы ребенок полюбил чтение книг?
Знаете, хороший человек - это не тот, кто читает хорошие книги. А тот, кто совершает хорошие дела и поступки. То есть, можно не прочитать за свою жизнь ни одного издания, но быть при этом вполне себе достойным человеком.
Но, если для родителей чтение книг принципиально (например, как занятия спортом или музыка), то идти к этому нужно очень аккуратно. Цель - не перегнуть палку и не вселить ненависть к книгам.
Что важно?
- раннее чтение любимых вами книг;
- продолжительное совместное чтение, не зависимо от возраста детей;
- доступ к новым и качественным книгам;
- свобода выбора;
- поддержка увлечений и интересующих тематик.
А по поводу нечитающих детей скажу следующее: разгрузите детей от уроков и отправьте в книжный или библиотеку. И всё мгновенно изменится!
Как Вы думаете, в современном мире у детей реально ли книге выиграть у гаджетов? Или эта борьба бессмысленна и всё имеет место быть? Многие родители обеспокоены этим. Как соблюдать баланс?
Эта борьба важна лишь для родителей. По правде сказать, вечное сражение - их привычный образ жизни. Бороться и искать, найти и не сдаваться. Иначе... Иначе ты мямля, трус, сыкло, слабак, тряпка...
Проблема на данный момент в том, что поколения 20 века привыкли во всём видеть проблему. И вины людей в этом нет. Просто время было адское. Читает мало - проблема (много сидит, испортит глаза), не читает - тоже проблема (должен читать, умные всегда так делают), имеет много друзей - плохо (научат чему-нибудь этакому), не имеет друзей - тоже плохо (дружба часть нашей жизни).
Мы привыкли к тому, что всё и всегда не так. В отличие от наших детей – представителей поколений 21 века. Они живут в спокойное время и им для самоутверждения не нужно драться. Те, кто хотят читать, кому интересны книги, придут к этому сами. Задача родителей - создать необходимые предпосылки и условия, не более.
Беседовала Марина Хмыз
Фотографии предоставлены Анной Федуловой