Весной этого года случилось невероятное - мне удалось пообщаться с удивительной испанской писательницей Патрисией Гарсией-Рохо - автором книги "Море", выпущенной издательством "Поляндрия" в России. И мы опубликовали тогда только первую часть интервью. Но осталась еще одна важная тема, о которой мы говорили - литература как предмет изучения в школе, ведь Патрисия не только пишет книги, но и уже 10 лет преподает литературу испанским школьникам.

 

"Я начала преподавать испанский язык и литературу в 2008 году, когда мне было 23 года. Удача привела меня к тому, чтобы стать учителем. Я изучала испанскую филологию, хотела узнать больше о моем языке и литературе моей страны - для писателя это важно, а для хорошего писателя - необходимо, - рассказывает Патрисия о своем профессиональном пути. - Когда я заканчивала университет, проходили национальные экзамены, сдав которые можно было получить возможность стать учителем испанского языка и литературы. Я решила попробовать их сдать, хотя совсем и не думала, что у меня получится. Но я их сдала. С тех пор я стараюсь распространять свою любовь к словам и языку среди своих учеников."

Учитель литературы должен любить литературу, чувствовать страсть к словам. Если нет, это бесполезно, все пусто. Молодежь ценит, прежде всего, искренность. Если они видят, что вы говорите о книгах, которые вам самим не нравятся, они никогда не смогут полюбить чтение или литературу. Они должны видеть, что вы сходите с ума от любви к книгам, только тогда есть минимальная вероятность, что они тоже захотят влюбиться. 

 

Патрисия Гарсии-Рохо

Учитель литературы

 

Патрисия работает в обычной государственной школе с учениками 12-18 лет. В Испании нет специализированных школ, во всех - одни и те же предметы. Обучение в школе является обязательным до 16 лет. Уроки литературы также входят в обязательную программу.

 

Я помню уроки литературы в моей школе и должна сказать честно, что произведения школьной программы в то время (особенно, классику) я прочитала в "кратком изложении". Только спустя много лет я начала читать те книги - тогда, когда на самом деле захотела прочитать именно их. Почему же было так? Потому что тогда мне было не интересно. Я ходила в библиотеку за книгами каждую неделю, но читала совершенно другие книги и истории - не из школьной программы. И, когда я узнала, что Патрисия - учитель литературы, мне очень захотелось спросить её о том, как можно привить интерес к книгам школьникам, много ли может для этого сделать учитель, каким же должен быть учитель литературы и нужна ли ему специальная подготовка к урокам? 

 

"Я прочитала все книги литературной школьной программы и не только. Многие из них я прочитала во время обучения в университете и мне нужно иногда их просто перечитать, но чтение всегда делало меня счастливой, поэтому мне это не сложно. Я знаю учителей литературы, которые не читают, и это очень грустно. Это разбивает мне сердце, - говорит Патрисия. - Чтение - это средство для свободы духа, поэтому я хочу, чтобы мои ученики любили читать. Но этого трудно достичь. Я готовлю свои занятия традиционным образом. Я считаю, что новые технологии могут помочь в обучении, но они также отвлекают. Я создаю свои собственные заметки и учу детей работать руками - трогать бумагу, следить за каллиграфией и искать красоту в повседневной жизни."

 

Занятия с школьниками Патрисия начинает с 15-ти минутного индивидуального чтения. Каждый ученик приносит свою книгу, чтобы почитать её на уроке. Далее - работа над ошибками в домашнем задании предыдущего урока, проходим что-то новое так, чтобы осталось время на какую-либо активность - закрепление пройденного материала.

 

"У меня всего час, поэтому часто не хватает времени, но я никогда не отменяю чтение, это фундаментально. Занятия по пятницам я называю "Креативная пятница" - мы пишем, создаем презентации и иллюстрации, играем со словами, сочиняем стихи. Это мои любимые дни, хотя уроки превращаются в хаос", - рассказывает Патрисия.

 

Рассказы, романы, стихи Патрисия в основном пишет на каникулах, поскольку во время учебного года очень сложно придумать и написать большой текст, за исключением редактирования.

 

"Я не умею дисциплинировать себя так, чтобы писать и преподавать одновременно. Я пробовала пару раз писать по вечерам, но мне было сложно сосредоточиться, и в конечном итоге я отказалась от этой идеи. А вот работу над личным блогом легко вести во время учебного года, потому что на это нужно всего 10-15 минут", - говорит Патрисия.

Книги и ученики

 

При всем старании Патрисии увлечь чтением своих учеников она говорит о том, что большинство из них не любят читать. Это то, с чем она борется ежедневно.

 

"Я рекомендую своим ученикам и современную молодежную литературу, и классику, и модные книги, чтобы они чувствовали, что не одни, когда читают. Некоторые ученики читают мои книги, но, наверное, я никогда не узнаю, действительно ли мои книги им нравятся или тем самым они хотят получить лучшие оценки. У меня были ученики, которые очень любили читать и обсуждать книги, они читали мои книги и, действительно, наслаждались ими, комментируя, как бы они их улучшили и что им не понравилось. И, поверьте, это очень обогащает!" - рассказывает Патрисия.

 

Уверена, что если бы я была на месте одного из учеников такого учителя, я бы очень гордилась бы тем, что мой преподаватель – настоящий писатель! Но, к сожалению, по словам Патрисии, большинство из её учеников не считают это чем-то особенным. Для них нормально.

 

"Многие ребята просто хотят знать, зарабатываю ли я много денег. А когда они узнают, что это не так, видят, что меня не показывают по телевизору, то перестают интересоваться. Это очень печально, но сегодняшними героями являются те, кто появляется, например, в телевизионных шоу или футбольных матчах." 

О детском и семейном чтении

 

Сейчас часто можно услышать рассуждения о том, что дети стали читать меньше, чем читали взрослые в их возрасте. Я не могла не узнать мнение Патрисии, как учителя литературы, действительно ли дети стали читать меньше - во всем мире и в Испании в частности, и с чем это связано.

 

"Я думаю, что одновременно происходят два явления, которые очень противоречивы. В Испании и в мире чтение становится модным среди ограниченой группы людей - молодежь создает каналы на YouTube или в Instagram, чтобы рассказывать о прочитанных книгах, а прочитывают они по 10-20 книг в месяц! Это впечатляет! Я бы хотела быть подростком сейчас и разделять страсть этих молодых людей, потому что в своем подростковом возрасте я чувствовала себя очень одинокой как читатель, - говорит Патрисия. - Но с другой стороны эта группа молодых людей является меньшинством. Подавляющее большинство не заинтересованы в чтении, к сожалению. Это занятие требует тишины, концентрации, одиночества, а современное поколение подростков выросло "с телефонами в руках", а телефон - это скорость, шум и время в компании, даже если это эфемерный мир. Радио и телевидение отбросили чтение назад, а новые технологии и Интернет превращают его во что-то несуществующее."

 

Мы поговорили и об электронных книгах, о том, могут ли они заменить человеку бумажные. 

 

"Я не думаю, что электронные книги заменят бумажные, хотя считаю их отличным дополнение друг к другу. Дома становятся все меньше и не вмещают столько книг, сколько издается. Это делает электронную книгу хорошим союзником. Но я в любом случае предпочитаю бумагу, люблю прикасаться к книгам, люблю их запах. Может быть, со временем бумажная книга станет предметом роскоши, но я в это не верю." - говорит Патрисия.

 

Конечно, это все касается тех детей, кто уже умеет читать. Но мне, как маме, было еще интересно поговорить с Патрисией о том, насколько важно и важно ли читать детям вслух с самого раннего детства, вместе с ними читать, рассматривать, обсуждать прочитанное. То есть насколько большую роль играют родители в формировании желания ребенка читать книги.

Мне нравится одна фраза, в которой говорится, что каждый учится любить книги на коленях родителей. Я научился читать и любить чтение, потому что мои родители, дедушки и бабушки были отличными читателями. С детства чтение стало для меня необходимой часть повседневной жизни. Мои родители много читали, мои бабушки и дедушки дарили мне много книг. Без них я бы не стала ни читательницей, ни писательницей. Наши дома должны быть первыми библиотеками.

 

Патрисия Гарсия-Рохо

Так как же родителям заинтересовать своих детей - малышей и подростков - чтением, как сделать так, чтобы дети читали больше? Вот, что ответила Патрисия: итая. Родители должны читать. Если они не читают их дети не будут читать. Умение читать приходит от подражания, как и все познания жизни. Я помню, что одному другу было запрещено входить в библиотеку своих родителей в детстве, он мог читать, но они не разрешали ему туда заходить. Это сделало книги для него самым священным и желанным предметом! Когда родители создают пространство, которое заслуживают книги, дети читают, потому что они знают, что это один из способов быть счастливыми!"

 

 

Беседовала с автором Марина Хмыз

Перевод - Наталья Чаплюк

Фото предоставлены Патрисией Гарсией-Рохо