Диме летом будет 5 лет. У нас есть друзья, детям которых уже 6 или 7 лет, а кто-то уже ходит в школу. И, конечно, так или иначе я уже задумываюсь о том, как готовиться к этому... Безусловно, домашние занятия не исключены. Они всегда нравились и, надеюсь, будут нравиться нам с Димой обоим. Так что потихоньку присматриваюсь к методикам и пособиям, особенно - по математике, уж очень сама люблю эту дисциплину и мне очень интересно, как в настоящее время с ней обстоят дела.

 

На этот раз мой взгляд вновь остановился на тетрадях, которые разработаны на основе метода Монтессори, но уже в совокупности с методикой Джерома Брунера. Этот синтез назвали "Сингапурской методикой". Автор этих тетрадей - Дельфин Урвуа, школьный учитель.

 

Основные принципы "Сингапурской методики"

 

1. Понятия изучаются постепенно, знания дополняются небольшими порциями. Основной акцент — на осознанном понимании темы. Обучение проводится в три этапа: предметное (буквальное) знакомство с понятием; подключение образного мышления; подключение абстрактного мышления.

 

2. Прежде всего методика позволяет придать смысл изучаемым понятиям, показать, как работают математические принципы в жизни. Кроме того, она даёт возможность представить предмет, пример или понятие множеством способов, развивая способность к анализу и обобщению. Образный подход позволяет перейти от конкретного мышления к восприятию понятий через предметы.

 

Ассоциация чисел с соответствующим количеством предметов даёт возможность визуализировать цифры, лучше определять их и правильно выбирать связанные с ними действия. Далее приходит черёд абстрактного подхода к понятиям, в рамках которого ребёнок учится правильно использовать математические символы.

 

3.Вербализация играет важную роль. Материал полностью прозрачен для ребёнка: взрослый описывает, объясняет шаги обучения, полностью погружая ребёнка в процесс. Взрослый чётко и ясно разъясняет понятия и сразу же раскрывает их значение на конкретных примерах.

 

Такое обучение — отличная возможность для обмена идеями, рассуждениями, формулировками. Ошибки же считаются здесь естественными и даже полезными элементами формирования знаний. 

 

Сингапурская методика. Рабочая тетрадь по математике (5-6 лет)

 

В этой тетради дети будут знакомиться с образом цифр, освоят состав чисел до 20, количественный и порядковый счет. Каждая тема изучается на реальных предметах, а затем дошкольник будет знакомится с понятиями через схемы и рисунки. Просмотрев все задания, должна сказать, что они соответствуют заявленному возрасту, что меня очень порадовало, поэтому с сентября начнем с Димой заниматься по этой тетради.

Задания в этой тетради разбиты на следующие темы.

 

1. Сравнение и классификация.
2. Счет до 5.
3. Счет до 10.
4. Геометрические фигуры.
5. Измеряем длины и высоту.
6. Измеряем вес.
7. Сравнение чисел.
8. Состав чисел.
9. Сложение.
10. Вычитание.
11. Счет до 20.
12. Логические цепочки.

Сингапурская методика. Рабочая тетрадь по математике (6-7 лет)

 

Здесь детям предстоит освоить состав чисел и счет до 100, решить примеры не только на сложение и вычитание, но и на умножение и деление. 

Задания в этой тетради разбиты на следующие темы.

 

1. Счет до 10.
2. Состав чисел.
3. Сложение.
4. Вычитание.
5. Счет до 20.
6. Измеряем длину и высоту.
7. Счет до 60.
8. Умножение и деление.
9. Сложение.
10. Вычитание.
11. Счет до 20.
12. Логические цепочки.

В каждой главе тетрадей есть подробная инструкция для родителей, в которой описаны основные этапы знакомства с материалом — обязательные и факультативные. Материалы для вырезания в конце книги помогут вам на первом и втором этапах изучения понятий — конкретном и образном. Вырезать нужно будет не мало, так что запаситесь терпением. Еще для работы нужно будет подготовить дополнительные предметы:

 

• соломинки;

• скрепки;

• кубики сахара;

• кубики и кирпичики от конструктора;

• бусины;

• стеклянные шарики;

• маленькие игрушки (животные, машинки и т. д.);

• галька и камни;

• бумажные тарелки;

• пластиковые стаканчики;

• грифельная доска;

• мел;

• маркер.

 

Перед тем как начинать занятие с ребёнком, убедитесь, что вы подготовили всё необходимое, чтобы не отвлекаться на поиски во время работы. Задания нужно выполнять быстро и эффективно, чтобы ребёнок не отвлекался и не терял из виду цель. Автор предлагает отводить на каждое не больше 20 минут.

Прежде всего "Сингапурская методика" позволяет придать смысл изучаемым понятиям, показать, как работают математические принципы в жизни. Кроме того, она даёт возможность представить предмет, пример или понятие множеством способов, развивая способность к анализу и обобщению. Образный подход позволяет перейти от конкретного мышления к восприятию понятий через предметы. Ассоциация чисел с соответствующим количеством предметов даёт возможность визуализировать цифры, лучше определять их и правильно выбирать связанные с ними действия. Далее приходит черёд абстрактного подхода к понятиям, в рамках которого ребёнок учится правильно использовать математические символы. 

 

Выполняя задания, необходимо помнить: чтобы развить у ребёнка возможность воспринимать понятия, понадобится время. Нужно разговаривать с ребёнком, объяснять, но и не забывать об играх и веселье. 

 

Текст - Марина Хмыз, по материалам сайта издательства "Эксмо"

Фото - Марина Хмыз