На сегодняшний день, мне кажется, выпускаются сотни (а, может быть, и тысячи?!) развивающих пособий, рабочих тетрадей, тетрадей-тренажеров (и каких только названий нет!) для детей разного возраста, начиная с рождения. Родители могут потеряться и им может казаться, что нужно все и сразу! Признаюсь, мне тоже так казалось, когда Дима родился. Он был первым ребенком, долгожданным и мне хотелось, чтобы у нас дома было все для его творчества и развития. И, конечно, развивающие пособия были на лидирующих местах - среди самых ходовых и любимых у Димы были "7 гномов" (первый и второй год), "кумоны" (с 1,5 лет начал рисовать, раскрашивать, вырезать и клеить с ними), "гаккены" (где-то с 2-2,5 лет разные темы). Где-то с трех лет подключились "лабиринты". 

 

Спустя год после его рождения я стала работать в команде проекта по развитию эмоционального интеллекта детей, где в том числе специалисты занимались разработкой пособий. Мне было очень интересно, как это все происходит. В итоге, спустя еще год, я принимала участие в их разработке и выпуске как редактор. Это стало и является первой причиной более "строгого" подхода к выбору пособий для своих детей. А вторая причина этому - то, что в 3,5 года Дима пошел в детский сад и времени на занятия по пособиям дома почти не осталось, поэтому нужно точно попасть в цель - выбрать именно то, что будет сразу интересно ребенку и ответит моим требованиям.

 

И совершенно случайно (а, может, и совершенно не случайно!) встретилась на нашем пути серия французских рабочих тетрадей "Монтессори" издательства "Эксмо", которые адаптированы для России при поддержке Международного института Монтессори-педагогики. Консультантом издания является Надежда Смирнова, психолог, монтессори-педагог, руководитель Международного института Монтессори-педагогики, руководитель Центрального представительства Межрегиональной Монтессори-ассоциации, а редактором серии - Лидия Снаренкова, педагог-психолог. К этим тетрадям издательством были разработаны специальные наборы карточек.

 

Я познакомилась с пособиями и решила предложить Диме поиграть (кстати, я всегда выбираю именно это выражение - не "позаниматься") в таких тетрадях. Он с ходу "поиграл" на 9-ти страницах и так до сих пор и играем 2-3 раза в неделю.

Рабочая тетрадь «Математика» (автор - Дельфин Урвуа, перевод с французского - Екатерина Бондаренко) 

"Рабочая тетрадь «Математика» поможет ребёнку освоиться в мире количеств, чисел и математических операций. Первая часть тетради направлена на сенсорную подготовку к математике, систематизацию представлений о мире и развитие математического мышления в целом. Например, такие понятия, как «больше» — «меньше» — «столько же» появляются сначала на сенсорном уровне, при этом являясь начальными математическими понятиями. Мария Монтессори говорила о том, что математический ум — это в первую очередь упорядоченный ум. Способность сравнивать и классифицировать лежит в основе представлений о величинах и способности оперировать ими.

 

Вторая часть тетради посвящена введению понятий о количествах и умению обозначать их числами. Сначала даны задания на счёт в пределах первого десятка и соответствующие им числа. В Монтессори-методе традиционно количества и символы вводятся раздельно, и потом они сопоставляются. В чём разница этих понятий? Количества можно сравнивать, с ними можно производить операции. А числа — это символы, которыми они обозначаются. Затем в тетради вводятся понятия, связанные с разрядами десятичной системы: единица, десяток, сотня, тысяча. Для этого ребёнку достаточно уметь считать до 10: десять единиц — это десяток, десять десятков — сотня. Многозначные числа при этом называют как сумму разрядов: пять сотен два десятка и три единицы, а не пятьсот двадцать три, что не очень привычно для нас. И только после этого появляется последовательный счёт и правильные названия чисел (числа второго десятка, круглые десятки и сотни). В этом случае ребёнок легче понимает, как образуются такие числа, как четырнадцать или пятьдесят три. Для этого сначала из бусин образуются количества от 11 до 19, потом с помощью числовых табличек — числа, потом они сопоставляются. Аналогичная работа происходит с круглыми десятками.

 

Далее ребёнок считает последовательно от 11 до 99. Например: двадцать семь, двадцать восемь, двадцать девять. Здесь, наоборот, ребёнок начинает считать через десяток. В этой рабочей тетради есть материалы, которые позволят дошкольнику понять состав чисел первого и второго десятка, а также освоить операции сложения и вычитания," - рассказывает в предисловии к тетради Надежда Смирнова.

В этой тетради два блока заданий "Структурируем мышление" и "Количества, цифры и операции с ними". С помощью этих заданий, которые, должна отметить, совершенно не скучные и понятные, дети знакомятся с составом чисел до 20, учатся определять количество и сопоставлять его с числами, а также сортировать предметы по форме, цвету и размеру. В этом помогает разнообразный раздаточный монтессори-материал: веретёна, чипсы, числовые штанги, цветные и золотые бусины. И также в конце тетради выделено место для хранения конверта под карточки.

Набор карточек "Математика"

 

Этот набор поможет выучить цифры, состав чисел, научатся считать до 10, научит сравнивать числа, решать примеры на сложение и вычитание. В необычной коробке - 40 двусторонних карточек с цифрами, математическими знаками, знаками сравнения, числовыми штангами и бусинами. А коробка необычна тем, что её крышка соединена с основанием коробки с помощью шнурка, который при закрытой коробке становится ручкой и ребёнок может нести коробку с карточками самостоятельно, брать с собой этот набор в гости к бабушке или в отпуск

 

Инструкция с заданиями, которая также разработана сертифицированным монтессори-педагогом, включает в себя как простые, так и усложненные варианты заданий для дальнейших занятий.

 

Мне очень понравились карточки - прежде всего своей простотой. И Диме с ними - все понятно и, главное, интересно! Хорошее дополнение к рабочей тетради.

Рабочая тетрадь "Окружающий мир" (авторы - Колин Кретон и Реми Леглиз, перевод с французского - Екатерина Бондаренко)

"Рабочая тетрадь «Окружающий мир» предназначена для старших дошкольников. Дети в возрасте 4–6 лет имеют достаточный запас знаний о себе и мире, если у них была возможность взаимодействия с реальными предметами в процессе своей деятельности. К сожалению, современные городские дети часто бывают этого лишены. Поэтому данная тетрадь — это дополнительный ресурс для взрослых: вы можете помочь своим детям получить различные впечатления Отдельного внимания заслуживают материалы по изучению живой и неживой природы: их отличия, пищевые цепочки, циклы развития растений, животных и человека. Думаю, что особый интерес у ребёнка всегда вызывает он сам: внимание к своему телу, частям лица, выражению эмоций.

 

В этой рабочей тетради вы найдёте много различных заданий, связанных с изучением человека. Возможно, родителям неоднозначными покажутся карточки о развитии ребёнка, в начале которого находится объединение клеток, маминой и папиной, яйцеклетки и сперматозоида. В нашей культуре не очень принято об этом говорить и называть вещи своими именами. Поэтому вы сами можете решить, оставите ли вы эти карточки или уберёте их. Для ребёнка бывает важно осознать себя частью окружающего мира, живым и развивающимся. Обычно вопросы рождения и смерти волнуют детей в возрасте 5–6 лет. Но если вы испытываете неловкость и не можете говорить с ребёнком на щекотливые темы просто и естественно, то лучше этого не делать вообще.

 

Работайте в тетради всегда только по желанию ребёнка — не превращайте удовольствие в обязанность. Тогда ваш ребёнок будет заниматься и гармонично развиваться. Радуйтесь его открытиям, познайте мир вместе с ним. Помните, это огромное счастье — суметь посмотреть вокруг глазами своего ребёнка!" - говорит в предисловии к этой тетради Надежда Смирнова.

Здесь, действительно, много разных интересных и иногда необычных заданий, которые расформированы по блокам:

 

1) цвета и материалы;

2) время;

3) окружающий мир (растения, животные, человек);

4) пространство (форма, размер).

 

А также есть странички для вырезания многоразового раздаточного материала, чтобы заниматься было веселее.  Он представлен не только карточками, пазлами, но и шаблонами для создания 3D объектов геометрических фигур. В конце тетради выделено место для хранения конверта под карточки. 

Набор карточек "Найди пару"

 

В дополнение к этой тетради можно использовать набор карточек "Найди пару" - для развития логики, речи и памяти. В коробочке 40 двусторонних карточек с домашними и дикими животными, их детёнышами, жилищами, едой, частями тела, следами, силуэтами. Изображения очень реалистичные. По словам Лидии Снаренковой, это было требованием Международного института Монтессори-педагогики, ведь ребенок должен видеть мир в естественном виде, поэтому все изображения тщательно отбирались.

Текст и фото - Марина Хмыз