Все говорят, что в читающей семье растёт читающий ребёнок. Это и понятно - личный пример всегда важен, ведь дети копируют поведение родителей и искренне интересуются тем, чем это заняты мама или папа - будь то чтение, приготовление еды, вязание или ремонт велосипеда. Однако справедливо ли говорить, что если у родителей нет времени или желания читать свои, взрослые книги, то и ребёнок не станет читать?

 

Знаете, у меня никогда не получалось учить сына тому, чему он не хочет учиться или тому, что ему не интересно. Порой я смотрела на его сверстников и отмечала, какие разные у всех увлечения - у одного динозавры, у другого войны, у третьего легковые автомобили, а у четвёртого - исключительно строительная техника. И если мой сын никогда не любил динозавров и не понимал, что в них интересного, я могла хоть часами сама сидеть с энциклопедиями, увлечённо рассказывать, какого размера мозг был у диплодока и покупать игры-ходилки на эти темы - результата не было никакого.

Однако стоило мне увидеть его интерес к космосу и купить ему первую тематическую детскую энциклопедию - пламя разгорелось мгновенно. Сын просил покупать ему карты звёздного неба, ходить в планетарий, он часами мог сидеть и слушать, как я читаю о расстоянии от Солнца до Меркурия, а потом, чуть позже - сам стал "запоем" читать любую литературу на эту тему. Сейчас ему почти шесть, и три полки нашей домашней библиотеки заняты энциклопедиями, уже не только на космическую тематику, но и о животных, о человеке, о природе... Он читает их постоянно, даже переодеваясь (и если вы думаете, что в этом только плюсы - нет, подумайте ещё раз, мы постоянно и везде опаздываем! Я знаю всё о новейших исследованиях насчёт чёрных дыр, я знаю, какое животное живёт дольше всех на Земле, и какое дерево самое высокое на планете. Думаете, это читаю я сама? Нет, это сын рассказывает мне.

А до космоса были машины, и мы читали прекрасную серию "Книжки-мальчишки" и "Приключения машины Кнопки"; потом были кошки, и я скупала ему всю литературу, где главные герои - коты. А до этого... До этого я просто покупала то, что нравилось мне. То, что мне самой было приятно читать и рассматривать. Много-много разных книг. И не с целью "вырастить читающего ребёнка!" - а потому, что у меня у самой слабость к ним, таким ярким, добрым, с красивыми иллюстрациями.

 

И сейчас мне кажется, что главное - это когда ребёнок с самого раннего возраста видит мамины эмоции. От своих, "взрослых" книг, или от детских, которые она с радостью читает вместе с ним. Так что, пожалуй, мой рецепт – это увлечь книгами в целом, а потом "ловить" его интересы и мгновенно на них реагировать. Смешать и подавать к столу!

 

Текст и фото - Татьяна Шаронова