Иллюстратор Роберто Инноченти

Среди мастеров детской иллюстрации Роберто Инноченти признан одним из величайших классиков. Гуманист, труженик, серьезный профессионал, вот что он говорит о себе: "Когда я рисую, я не чувствую, что я рисую, я чувствую себя на службе истории, средством для реализации проекта наилучшим образом".

 

Родился Роберто 16 февраля 1940 года в Баньо-а-Риполи, недалеко от Флоренции. Война и Сопротивление оставили глубокий неизгладимый след, "пустоту и чувство запустения" в душе мальчика. Когда наступил мир, Роберто подумал: "Что это?" Потому что считал, что война – это естественное состояние вещей, потому что он не жил довоенным, как дети старшего возраста. "Ребенок, вынужденный жить в военное время, является ребенком, который растет очень странно, потому что в детстве дети хотят и делают другие вещи: игры, игрушки, игрушечные солдатики и куклы. Война отвергает раннее детство".

 

Страшное свидетельствование фашизма, ужасы войны, увиденные глазами ребенка, нашли отражение в творчестве художника. "Белая Роза" – первая иллюстрированная книга, поднявшая тему холокоста и событий Второй мировой войны. В "Историю Эрики" легла реальная судьба девочки, которой чудом удалось спастись из поезда, везущего людей на смерть в концлагерь. В "Белой Розе" Инноченти использовал реальную фотографию девочки из Варшавского гетто, слишком уважая трагедию жертв и их истины, чтобы придумывать лица, им не принадлежащие. 

Большим потрясением, безвозвратно унесшим детские фотографии, первые рисунки и тетради, стало наводнение во Флоренции, когда "Арно вошла в дом без стука и уничтожила все мое прошлое".

 

В 11 лет Роберто Инноченти начал работать с красками и понял, что стал "художником всеми фибрами своего существа". В 13 он был вынужден оставить школу и пойти работать, чтобы помогать семье. В 18 лет Роберто уезжает в Рим, там работает в студии анимационных фильмов. Вернувшись в родную Флоренцию, какое-то время работает графиком, создавая афиши и занимаясь дизайном книг. Наблюдая современные плакаты, телевизионную рекламу, Инноченти дает нелестную оценку низкому уровню культуры и огромному количеству ошибок, считая, что раньше "графика была точной наукой, основанной на математике, применимой к функции и эстетике". В 43 года стал заниматься только иллюстрированием детских книг.

 

Акварельные картины мастера поражают тонкостью прорисовки, неожиданными ракурсами, деликатностью и прозрачностью цветовой гаммы и своей реалистичностью. Работая над рассказами классиков, Инноченти затрачивает много времени и усилий на работу с документами. "Особенность книг с историческими или географическими рекомендациями заключается в том, что иллюстратор должен стать художником-постановщиком, художником по костюмам, оператором и привлечь главных актеров, чтобы не пропустить время даже в деталях", – объясняет Роберто Инноченти. И все это он выполняет виртуозно и на высочайшем уровне. Невозможно поверить, что Инноченти самоучка, не получивший никакого специального образования.

 

Неожиданную трактовку "Золушки" предложил иллюстратор, перенеся действие сказки Шарля Перро в Лондон 1920-х годов. Огромное внимание художник уделил драматургии сцен, исторической достоверности в нарядах и интерьерах, изысканному цветовому решению, задав новый стандарт в иллюстрации. 

Роберто Инноченти проиллюстрировал две книги Патрика Льюиса. В "Последнее прибежище" художник внес элемент игры. В персонажах, собранных в полупустом отеле, угадываются герои кинофильмов и литературных произведений. Невероятно красиво и трогательно оформлена книга "Старый дом". Это история нескольких поколений одной семьи, их горя и радости, и событий, происходивших в стране. На каждом развороте с математической точностью воспроизводится местность и дом, свидетель нескольких веков. В рисунках чувствуется что-то личное, недаром Роберто поместил дом в родные тосканские пейзажи и с достоверной точностью воспроизвел жизнь и быт итальянской семьи. 

"Спящая красавица" завораживает таинственностью рисунка, похожего на старинные гравюры. Сумрачная атмосфера Средневековья, достоверность костюмов и странные холодные лица как нельзя лучше соответствуют сказочной истории.

Бесспорный шедевр – "Приключения Пиноккио". Роберто Инноченти своими иллюстрациями позволяет прочитать настоящую историю, написанную автором, а не переосмысленную Диснеем. Карло Коллоди написал сказку, где прототипом главного героя был реальный человек – Пиноккио Санчес с трагичной судьбой. Карлик с деревянными протезами был родом из Флоренции 19 века. Эпоха и архитектура этого города почти фотографически воспроизведены в иллюстрациях – узкие улицы, каменная кладка домов, оливковые рощи. В зимних сценах чувствуется отголосок Брейгеля, восхищает композиция, динамика ракурса и возможность по-новому представить знакомые сюжеты. 

Издатели часто просят Роберто Инноченти делать рисунки для детей в упрощенной манере. Но, к счастью, художник считает, что у детей "есть свободный ум и поэтому они открыты, если вы ставите их перед сложной вещью, им очень легко попытаться понять ее. Поэтому нет необходимости упрощать. Простота – это одно, упрощение – это то, что навязывается всему миру".

 

"Рождественская песнь" Чарльза Диккенса, "Щелкунчик и Мышиный король" Эрнста Гофмана, сказки Г. Х. Андерсена и Шарля Перро, рассказы Оскара Уайльда и книги других авторов в оформлении Роберта Инноченти – настоящее чудо и волшебство. Пусть жизнь будет мирной, дети – счастливыми, а книги – глубокими и красивыми.