Мне более всего по душе таинственное, сказочное и величественное в нашей природе, и если я не смогу впредь совмещать свою работу с разумным изучением природы, я боюсь, что невольно отупею в своих чувствах.

 

Теодор Киттельсен

Теодор Киттельсен владел чудесным даром – видеть необыкновенные, мифологические образы в реальных вещах. Его рисунки завораживают и пугают. Ощущение – как в детстве, когда ребята рассказывают друг другу страшилки на даче, уютно спрятавшись под мягким одеялом и чутко вслушиваясь в ночной шум дождя.

 

Художник родился в многодетной дружной зажиточной семье в портовом городке Крагерё. Как и все дети, он любил слушать сказки про троллей, фей, келпи, которыми так богат норвежский фольклор. Эти истории, северная природа, скалы, густой лес и суровое море стали главным вдохновением Киттельсена. 

Когда Теодору было 11 лет, умирает его отец, финансовая ситуация резко ухудшается и мальчику приходится идти работать, ведь за ним еще 6 младших детей. Работая учеником у немца-часовщика, он продолжает рисовать. Однажды мастер показал рисунки Теодора богатому меценату – Дидриху Марие Олу. Ол, оценив талант 17-летнего юноши, помогает ему поступить в художественную школу в Осло, а также, спустя 2 года, оплачивает его обучение в Мюнхене. Через несколько лет, отслужив в армии и вторично вернувшись в Мюнхен, иллюстратор получает заказ на оформление норвежских сказок.

 

Тоскуя по родным пейзажам, художник в 1887 году возвращается в Норвегию и едет с семьей сестры на остров Скомвар, где его зять работает смотрителем маяка. Там он пишет несколько книг и иллюстрирует их. Среди них "Колдовство" и "С Лофтенских островов".

 

Одна из самых впечатляющих книг – "Черная смерть" – об эпидемии чумы в середине 14 века, когда болезнь унесла жизни огромного количества человек, практически опустошив Норвегию. Смерть изображена в виде жуткой черной старухи с метлой и граблями. У нее был реальный прообраз – уродливая баба, с отвратительным характером, получившая за это в округе прозвище "Чума". От рисунков так и веет горем и безысходностью, а сюжеты, при кажущейся простоте композиции, вселяют сверхъестественный страх. 

Иначе, в жанре гротеска и в цвете, выполнены рисунки к циклу "Есть ли душа у животных?". 

Женился Теодор Киттельсен на Инге Кристине Дал, брак был счастливым, семья, в которой родилось 9 детей, была дружной и поддерживала друг друга в трудные времена.

 

В 1899 году семья покупает имение Лаувлиа. Теодор Киттельсен был не только гениальным художником, талантливым писателем, но и замечательным резчиком по дереву. Он делал мебель, детали декора и вложил в дом не только труд, но и душу. 

 

В это время художник делает много рисунков к норвежским сказкам. Зоркий взгляд, тонкое чувствование природы, знание нордической мифологии и вера в волшебных обитателей лесов и морей – все вместе дало неповторимый стиль, загадочный, притягательный, пугающий и, безусловно, полный колдовства. 

Теодор Киттельсен не только верил в троллей и рисовал их, но и умел распознать в поваленном дереве, стоге сена, в волнах горной речки, старом утесе. В его работах стирается грань между миром реальным и миром волшебным.

"Мы любим тебя, глухой, темный лес, таким, какой ты есть, – сильным и мрачным. Ты – наша любимая книжка с картинками: вот белка грызет шишку, синица выглядывает из сосновых веток, медведь ревет в рощице. И лесной тролль идет, тяжело ступая и держа голову высоко над верхушками деревьев".

 

Текст - Анастасия Богатова